С директором Центра практической конфликтологии и внесудебного разрешения проблем Юрием Александровичем Шевцовым мы продолжаем разговор о траблшутинге и возможностях данного метода.
– Юрий Александрович, многие наши читатели просят на конкретных примерах показать эффективность траблшутинга. Можете рассказать несколько поучительных историй из своей практики?
– Конечно, с удовольствием это сделаю, поскольку и сам считаю, что лучшим доказательством правильной теории всегда служат конкретные дела. Вот две истории, которые связаны с большими деньгами и человеческой алчностью.
История № 1
– Этот конфликт возник между двумя владельцами автопредприятия с оборотом в миллиард гривен. В уставном капитале их компании каждому принадлежала доля в 50%, что не совсем обычно. Как правило, одна сторона имеет большую часть. При этом один бизнесмен был директором компании, а другой – его заместителем. Будем их так именовать и дальше, чтобы было понятно, о ком идет речь. Конечно, при таком раскладе Директор находился в привилегированном положении, что, собственно, и спровоцировало конфликт. Он издал приказ, которым уволил своего Заместителя, и даже приказал охране не пускать того на предприятие.
Когда Заместитель обратился к нам за помощью, стало ясно, что действовать в такой ситуации нужно нетривиально. Поскольку Директор на контакт идти не собирался, мы посоветовали Заместителю оформить домашнюю сделку, согласно которой, «кинутый» партнер взял в долг у третьего лица 50 миллионов гривен и не вернул их в срок. Кредитор подал в суд исковое заявление с просьбой взыскать с Заместителя 50 миллионов гривен, а в порядке их обеспечения наложить арест на все его активы: базу и более восьмидесяти большегрузных авто.
Суд удовлетворил иск, после чего все автомобили ответчика были отданы на ответственное хранение. Мы вновь предложили Директору предприятия вступить в переговоры со своим оппонентом, на что тот ответил очередным отказом.
Тогда был запущен еще один алгоритм воздействия. Ночью шесть автомобилей были взяты с ответственного хранения и поставлены у ворот базы, а с камер спущен воздух. Работа предприятия была полностью заблокирована. Отодвинуть машины тягачами не удалось, а исполнительная служба, которая прибыла на место конфликта, жестко заявила, что технику, находящуюся под арестом, вообще нельзя двигать.
Параллельно нам удалось узнать, что за компанией числится банковский кредит в размере 483 миллиона гривен, а сам банк-кредитор находится в процедуре банкротства. На тот момент у Директора не было денег для погашения такой суммы. Через фонд гарантирования вкладов мы распространили информацию, что есть бизнесмены, которые готовы купить этот долг и, таким образом, лишить Директора прав собственности на предприятие.
В итоге, блокирование работы базы и угроза завладения активами юридическим путем заставили Директора сесть за стол переговоров. Вскоре конфликт двух бывших компаньонов полностью был исчерпан.
История № 2
– Три высоких чиновника купили вскладчину пятиэтажное здание в центре города за полтора миллиона долларов. Каждый вложил в это дело по 500 тысяч, а документы оформили на маму одного из компаньонов. Затем здание было отремонтировано, и, на момент обращения к нам, оценивалось уже в 3 миллиона долларов. Там располагался тренажерный зал, работала мини-гостиница, словом, получился вполне удачный бизнес-проект.
Когда же возникла необходимость поделить эту территорию по справедливости, случился конфликт. Чиновник, чья мама формально являлась собственницей объекта, предложил, на его взгляд, справедливое решение: мне пять этажей, вам – подвал. Не устраивает так, хорошо: мне пять этажей, вам – чердак.
Обделенные стороны понимали, что в суд идти бессмысленно, поскольку сами подписали документы, что мама-владелица якобы вернула им деньги. Словом, в бумагах все было «чики-пики», что и дало основание маминому сыну «кидануть» своих подельников.
Мы вначале решили, что такую ситуацию можно уладить без шума и пыли. Но, ошиблись. Фигурант этого дела занимал высокий пост и чувствовал себя в полной безопасности. Нам же теперь оставалось одно – убедить его в обратном. И это вскоре удалось.
Через доверенных людей непосредственному начальнику этого чиновника была доведена информация о том, что его заместитель – жулик и вор. Он обнаглел до такой степени, что не делится даже «левым» доходом со своим руководителем. Понятно, что такие «слухи» выведут из себя любого начальника, поэтому вскоре там состоялся мужской разговор. После хорошей прокачки на ковре «владелец» пятиэтажки согласился сесть с нами за стол переговоров. Дело, наконец-то, сдвинулось с мертвой точки, но продвигалось вперед очень медленно. Не хватало важной цепочки, и мы поняли какой: нужно было поработать еще с мамой чиновника.
Мы подали заявление в суд, в котором обвиняли официальную владелицу дома в мошеннических действиях, просили признать договор недействительным и арестовать ее имущество. Как только наши оппоненты получили повестку, они тут же прислали адвоката уладить ситуацию. Однако алгоритм переговоров с защитником мало отличался от того, что был ранее с обнаглевшим чиновником. Оппонент, правда, готов был немного «подвинуться» и добавить к подвалу первый этаж. Но и только…
Поскольку противоположная сторона восприняла повестку в суд достаточно спокойно, мы решили поднять эмоциональный градус конфликта. Написали заявление в милицию на маму-миллионершу. Женщину вызвали в отделение, где популярно объяснили, что она незаконным путем приобрела 2 миллиона долларов, а это статья «Мошенничество», часть 5 – до двенадцати лет. Здесь уже мама поняла всю серьезность ситуации, а также ответственность перед Законом.
Конфликт, который не решался несколько лет, был улажен нами в течение двух месяцев. Все это благодаря правильной тактике и стратегии, четкому понимаю человеческой психологии и нестандартным методам решения проблемы. Вот вам два ярких примера траблшутинга в действии.