Тема нашего интервью с директором Центра практической конфликтологии и внесудебного решения проблем Юрием Александровичем Шевцовым – профсоюзы в Украине.
– Юрий Александрович, трудовые конфликты находятся в сфере интересов вашего Центра. Их призваны улаживать и профсоюзы. Но, как говорится, гладко было на бумаге. Что вы думаете по этому поводу? Может быть, нужно копнуть историю?
– Давайте немного копнем. Кто хорошо учился в школе, должен помнить, что идея профессиональных объединений начала реализовываться еще в Средневековье. В передовых европейских государствах создавались цеховые союзы. Появлялись объединения кузнецов, сапожников, кондитеров, литейщиков, книгопечатников и многие другие. Люди одной профессии старались помогать друг другу и словом и делом, имели общую кассу, поддерживали коллег в случае болезни, утраты трудоспособности.
Но первые профсоюзы в современном понимании возникли только в девятнадцатом веке в Англии. Их называли – «тред-юнионы». Эти объединения ставили перед собой конкретную цель – защиту рабочих от эксплуататоров.
Своеобразным было профсоюзное движение на территории бывшего Советского Союза. Там в профсоюзе числились все: и простые рабочие, и мастера, и директора предприятий.
– То есть, получалась абсурдная ситуация: как можно было отстаивать свои права у директора завода, если он сам являлся членом вашего профсоюза?
– Совершенно верно. Но у советских профсоюзов были приятные «фишки», которые устраивали многих. Это и оплачиваемые больничные листы, и возможность отдохнуть по путевке «на халяву». К примеру, всего за 50 – 70 рублей вы могли съездить на пару недель в черноморскую здравницу, по системе, как принято сейчас говорить, «все включено».
– А что же произошло с профсоюзами после распада СССР и обретения нашей страной независимости?
– К сожалению, случились не самые приятные вещи. Центральные профсоюзы постепенно разграбили свои санатории и дома отдыха, меньше стали защищать права трудящихся. Их лидеры попали в зависимость от владельцев предприятий. Каждый капиталист привык экономить на рабочих, поэтому заводские пионерские лагеря, больницы, профилактории и прочие очаги здоровья и культуры пошли под снос.
– Но тут появились независимые профсоюзы, созданные по типу «трейд-юнионов». Какова их роль в современных реалиях?
– Действительно, стартовал 21 век, и в Украине, как грибы после дождя, начали появляться независимые профсоюзы. Каждое такое объединение могут открыть всего два человека. Здесь не нужен уставной капитал, а количество учредительных документов – минимальное.
– И чем свободные профсоюзы «соблазняют» трудящихся?
– Они, что называется, попали в самую точку – стали обещать рабочим, что не допустят их увольнения. Многие пролетарии эту наживку легко заглотнули, особенно прогульщики и любители выпить. Словом, рабочие как бы почувствовали свою защищенность.
Но лидеры независимых профсоюзов смогли найти подход и к работодателям. Они стали требовать от них четкого соблюдения всех пунктов коллективного договора: предоставления спецодежды хорошего качества, средств защиты и т. п. Многим руководителям такая ситуация оказалась на руку. Контроль соблюдения техники безопасности они с удовольствием переложили на плечи независимых профсоюзов.
– И что в этом плохого?
– Ровным счетом ничего. Есть другая проблема – новые профсоюзы больше имитируют заботу о трудящихся, а на самом деле серьезно заботятся только о своей выгоде. Наметилась такая тенденция.
– Можете привести примеры?
– Конечно, вот что произошло недавно на бывшей «Криворожстали», сегодня – это комбинат «Арсерол миталл». Кстати, сейчас там на 26 тысяч рабочих приходится восемь профсоюзных организаций.
Так вот, один из таких заводских профсоюзов возглавил директор фирмы, которая еще недавно поставляла на комбинат питьевую воду. Затем дирекция завода решила, что услуги по воде слишком дорогие, и расторгла договор. Тогда профсоюзный лидер пошел другим путем. Пообещал металлургам зарплату в 1000 евро и создал, таким образом, предзабастовочную ситуацию на комбинате. Когда же атмосфера накались до предела, он заявил руководству: снимите запрет на поставку моей воды, и я сниму протестные настроения среди рабочих.
Еще более вопиющий случай произошел на Восточном ГОКе. Там лидеры одного независимого профсоюза сначала «завели» народ, а затем пообещали «потушить пожар», если им за это хорошо заплатят. Вот так: простенько и со вкусом.
– Впереди парламентские и президентские выборы. Наверное, в этих условиях давление на свободные профсоюзы будет увеличиваться?
– Я в этом уверен. Все большее влияние будет оказываться на профсоюзных лидеров, чтобы они поддерживали протестные настроения. Особенно в этом будут заинтересованы оппозиционные партии.
Поэтому ситуация в скором времени может стать непредсказуемой, трудовые споры и конфликты будут нарастать.
– Ваш Центр готов активно участвовать в примирении рабочих споров?
– Конечно. Без третьей стороны производственные споры практически не решаются. Отлично это знаю на личном опыте. Мы готовы вникнуть в любую ситуацию и, естественно, ее разрешить. Будут трудности – обращайтесь, поможем!
В 1989 году я по профсоюзной путевке отдыхал две недели в доме отдыха на Черном море. Между Новороссийском и Геленджиком есть такой поселок Кабардинка. Прекрасное место, скажу я вам. Значит, за профсоюзную путевку я заплатил 39 рублей. Разве сейчас можно такое себе вообразить?
Юрий Семенович Новаковский
С удовольствием прочел вашу статью, со всем согласен, но вот вопрос: А где же выход? Я понимаю, что ваш Центр может уладить какой-то конфликт, даже много таких конфликтов. Но вот ответьте мне, пожалуйста, Юрий Александрович, можно ли решить проблему в целом? Неужели трудового человека всегда будут обманывать?
Виктор Дронов, 50 лет, слесарь
У нас тут на предприятии тоже дело было. Агитировали вступать в независимый профсоюз. Наобещали с три короба, многие дураки повелись. Кроме проблем с руководством ничего для себя не поимели. А эти профсоюзные лидеры затем куда-то исчезли, наверное, достаточно денег хапанули и пошли других работяг разводить. Как-то грустно все.
Тигран
Юрий Александрович, мы прочитали Вашу статью о профсоюзах и решили к Вам обратиться за помощью. Дело в том, что на нашем заводе также возник конфликт, в котором замешаны три стороны: руководство, профсоюз и коллектив. Но дело в том, что наше предприятие находится далеко от вас, в Житомирской области. Возможно ли, чтобы вы приехали к нам и разобрались в проблеме? Или мы к вам приедем, потому что по телефону всего не расскажешь. Будем очень благодарны.
Инициативная группа