«Не рой яму другому!»
Народная мудрость
Как-то осенью, поздней ночью у меня в доме раздался звонок. Звонивший представился директором крупного сельхозпредприятия из N-ского района Черкасской области Николаем Григорьевичем и поведал следующее.
У него большое предприятие: 15 тысяч гектаров земли, большой парк техники, элеватор, гараж, ремонтные мастерские и множество других строений сельхозназначения. Вчера к нему пришли представители крупного столичного банка для того, чтобы осмотреть его предприятие. Как целостный имущественный комплекс, его предлагают в качестве залога по многомиллионному кредиту, полученному в их банке. В ответ на удивление и возмущение подобным требованиям, ему были предъявлены регистрационные документы, подтверждающие право собственности некоего Бориса Александровича …ского – крупного киевского чиновника, бывшего народного депутата нескольких созывов, на данное предприятие.
Со слов банкиров, два года назад этот персонаж взял в их банке кредит в несколько сотен миллионов гривен под залог своего агрокомплекса. Кредит, как водится, обслуживался плохо, с постоянными задержками и проблемами. В ходе многомесячной судебной тяжбы, банк, наконец-то, получил решение суда о взыскании долга по кредиту путем продажи заложенного агрокомплекса.
Но должник, пользуясь своим положением и связями, договорился с владельцем банка о замене залога на другой такой же, якобы принадлежащий ему агрокомплекс. Банку были предоставлены регистрационные документы, подтверждающие право собственности чиновника на этот новый комплекс.
И вот работники банка явились на предприятие для проверки соответствия предлагаемого залогового имущества тому, что было заложено ранее. И каково же было их удивление, когда они узнали о том, что данное предприятие принадлежит совершенно другому лицу. В ступоре были обе стороны. Но представители банка, помня с какими сложностями они получили решение суда, были твердо намерены продолжить процедуру описи и реализации имущества. С обещанием вернуться с сотрудниками силовых структур, они удалились. Это и заставило Николая Григорьевича искать помощи у нас.
Вот такая ситуация вырисовывалась из слов звонившего. Действовать нужно было быстро и максимально эффективно. Мы с партнером срочно выехали на место событий. Я хорошо понимал, что против нас играют «тяжеловесы», обладающие немалым финансовым, административным и политическим ресурсом.
Что могли противопоставить мы? Финансовые ресурсы – да. Но и только. Я понял, что сложившейся ситуации нужно придать максимальную огласку, привлечь на свою сторону работников предприятия. Срочно были проведены собрания в трудовых коллективах, с пайщиками агропредприятия, с жителями близлежащих сел. Им было разъяснено, что их рабочие места и землю хотят «отжать» никому неизвестные дельцы и только в наших силах защитить наше общее дело. А что для простого украинца сакральнее, чем земля?!!
Уже через пару дней из числа сотрудников агрофирмы были организованы отряды самообороны, вооруженные разрешенным гладкоствольным оружием. Народ был готов к решительным действиям.
Учитывая многолетние хорошие отношения нашего клиента с местными властями — головами сельсоветов, председателем рай-госадминистрации — была получена поддержка. В местных СМИ появились публикации, которые подчеркивали положительный образ местного руководства и задавались резонным вопросом: что будет с селами и районом, если самый крупный налогоплательщик и работодатель разорится?
Теперь оставалось разобраться с главным виновником этого конфликта – Борисом Александровичем. Мы отправились в Киев. Подняв свои связи, встретились с руководством партии, членом которой являлся наш оппонент. В откровенной беседе мы подробно описали создавшееся положение, задавшись вопросом: как отразится эта ситуация на имидже партии; как ею смогут воспользоваться их политические противники, которые с удовольствием раскрутят этот сюжет в СМИ?
Параллельно этим действиям, юристы агропредприятия обратились в Министерство юстиции с требованием дать принципиальную оценку государственному регистратору, внесшему ложные сведения в реестр прав собственности.
Встретились мы и с руководством банка, объяснив им все последствия их действий. Если мы не договоримся, то следующим нашим шагом будет обращение в НБУ о махинациях с залоговым имуществом, что создаст банку и его владельцу проблемы совершенно другого уровня.
Таким образом, после недельного «великого стояния на Угре» наши оппоненты «выбросили белый флаг». Регистратор был уволен, претензии банка к Николаю Григорьевичу и его предприятию были полностью сняты, а руководство партии предложило ему баллотироваться в депутаты местных советов, учитывая его поддержку среди населения района. Вот такой счастливый конец этой истории, которая началась с ночного звонка.