Недавно мы обсуждали с директором Центра конфликтологии и внесудебного разрешения проблем Юрием Александровичем Шевцовым причины трудовых конфликтов и методы их профилактики. Речь шла о слабой подготовке руководящего состава и нежелании многих начальников решать производственные проблемы глобально. В продолжение этой темы хотелось бы поговорить о подготовке молодых специалистов для наших предприятий. Ведь не секрет, что ситуация здесь весьма неприглядная.
– Или не все так плохо, как вы считаете, Юрий Александрович?
– В качестве наглядного примера вспоминаю одно совещание в Никополе, на котором пришлось недавно присутствовать. Там местные бизнесмены жаловались представителю городского совета, что в Никополе практически не осталось классных специалистов, работать некому. А косвенной причиной всему называли агитационные плакаты, призывающие горожан ехать на заработки в Польшу. Наши соседи готовы платить от 15 до 20 тысяч гривен, что примерно в три, а то и в четыре раза больше, чем можно заработать за сопоставимый труд в Никополе. Скажите, кто может отказаться от такого предложения? Разве что больной человек или махровый бездельник. Похожая ситуация наблюдается сейчас во всех регионах Украины.
– Наверное, эта проблема приобретает государственные масштабы?
– Думаю, уже приобрела, но весь парадокс в том, что государство и крупные работодатели пытаются решать ее сомнительными методами. Например, придумали паспорт специальности, подробно расписали каким требованиям должен соответствовать выпускник того или иного учебного заведения. Хорошо, но теперь возникает вопрос: смогут ли педагоги дать студентам необходимые знания и навыки. Ведь сейчас много молодых преподавателей, которые вообще не видели производственных площадок. Эти специалисты знают свои предметы исключительно по книжкам.
– Могли бы хоть немного «подучиться» на своем оборудовании, но ведь материальная база в большинстве учебных заведений просто «убита».
– Вы совершенно правы, молодые специалисты обучаются на допотопных станках, на которых еще работали их деды. Я же считаю, что самое технологичное оборудование должно сначала поступать в учебные заведения, а уж затем на производство.
– Как же повлиять на такую ситуацию?
– Поскольку поднять зарплаты, хотя бы до уровня польских, ни наше государство, ни крупные олигархи-работодатели не могут или не хотят, то нужно готовить замену уехавшим специалистам. Это вопрос не одного дня, поэтому мы предлагаем постепенный переход к дуальному образованию. Его родоначальниками являются немцы, а их опыт уже широко внедряется в Канаде, Австрии, Дании, Франции, Швейцарии, Польше и других развитых государствах.
– Можете коротко рассказать о принципах дуального образования?
– Конечно, здесь все предельно понятно и логично. За деньги работодателей создаются специальные комплексы с многоуровневой системой обучения: от специалистов определенных навыков (каменщики, фрезеровщики) до ученых степени магистра. Будущий специалист проходит подготовку по графику: три месяца учеба, а затем три месяца практика. Причем, он стажируется на том предприятии, на котором будет в дальнейшем работать.
Выгода такой системы для всех сторон очевидна: компания вкладывает в будущего сотрудника определенные средства, но в итоге получает специалиста высокого уровня, а сотрудник приобретает специальность за счет компании, обучается на самом современном оборудовании, получает гарантированное рабочее место.
– В Украине уже есть какие-то подвижки в сторону дуального образования?
– Насколько мне известно, первые шаги сделаны именно в нашей области. Федерация организаций работодателей Днепропетровщины совместно с областным советом заключили договор о сотрудничестве с немецкой компанией Nordmetall, которая готова поделиться своим богатым опытом, и нацелена на создание и развитие в нашем регионе дуального образования. Наш Центр поддерживает эту инициативу и готов внести свой вклад в столь важное дело.
Юрий Александрович, добрый день!
Спасибо за эту статью, вы поднимаете и решаете очень злободневные для нашего общества проблемы. Сегодня модно критиковать все, что было при советском строе, но это разве конструктивный подход? Ведь смысл эволюции в том, что каждое новое поколение использует положительный опыт своих предков, обогащает его новыми современными идеями. А все разрушая, мы вряд ли что-то построим. Так и будем топтаться на месте. Это в полной мере касается и системы подготовки кадров.
Очень полезная статья, я считаю. Мы наблюдаем сегодня такой отток рабочей силы в ближнее зарубежье, что просто диву даешься: как наша власть смогла допустить такое положение вещей. Конечно, за 15 – 20 тысяч многие наши граждане согласны ехать в Польшу на самую тяжелую работу, семью-то надо чем-то кормить, детей поднимать на ноги. О трудовых мигрантах из Украины уже часто говорят по телевидению. То есть, проблема достигла таких масштабов, что замалчивать ее и как-то игнорировать власти уже не могут.
Несколько моих подруг и знакомых уже работают в Польше. Там, конечно, не мед, но свои материальные проблемы они решают. Я уже практически для себя решила: если в ближайшие год-два ситуация не поменяется, пакую чемоданы.
Юрий Александрович, меня очень интересует система дуального образования, о которой вы вкратце рассказываете в этой статье. Собственно даже, не столько сама система, сколько ее практическая реализация в Украине. Хотелось бы получать информацию о том, как продвигается сотрудничество Федерации организаций работодателей Днепропетровщины с немецкой компанией Nordmetall. Если у вас будет новая информация по этой теме, то было бы интересно прочитать.
Самое обидное, что на заработки в Европу и Россию уезжают самые здоровые и работоспособные наши граждане. А кто же будет работать на благо Украины? Что делать нашему поколению?